Национальное
Nov. 5th, 2009 07:35 amОбщался тут с парочкой известных националистов. Упомянул "русского поэта Мандельштама". Бросил, так сказать, наживку. Даже не наживку, а чисто голый крючок. Получил ответ: "ничего не имею против русскоязычного поэта Мандельштама". Дальнейшего разговора (кто такой русский, а кто русскоязычный, и куда, например, отнести прозу Ильфа и Петрова) к сожалению не получилось - ну это как всегда. Но вот по этому случаю старая песенка Ю. Кима:
Письмо в СП РСФСР (по случаю 6 пленума Секретариата Союза Писателей, где обсуждалась проблема, кого считать русским, а кого русскоязычным писателем)
Письмо в СП РСФСР (по случаю 6 пленума Секретариата Союза Писателей, где обсуждалась проблема, кого считать русским, а кого русскоязычным писателем)
no subject
Date: 2009-11-05 10:38 am (UTC)no subject
Date: 2009-11-05 10:43 am (UTC)no subject
Date: 2009-11-05 11:25 am (UTC)Вот например Багрицкий - русский поэт? :) Чувствуете, уже сложнее, чем с Мандельштамом называть его "русским поэтом"?
no subject
Date: 2009-11-05 11:39 am (UTC)Что касается "будирования" - ну так на то он и контекст. В разговоре с националистом просто трудно удержаться, чтобы что-нибудь ему такое не подбросить :) А так оно все понятно, обсуждать здесь особенно нечего: есть русская культура, есть произведения, из которых она состоит, есть авторы этих произведений - типа, Левитан, Айвазовский...
no subject
Date: 2009-11-05 11:57 am (UTC)Если уж мы "измеряем" русскость по отношению человека к русской культуре, то давайте признаем, что "Мандельштамы-Багрицкие-Маяковские" русскую культуру провожали с песнями и плясками.
Бунин писал о победе революции в Москве:
"Все преграды, все заставы божеские и человеческие пали - победители свободно овладели ею, каждой ее улицей, каждым её жилищем и уже водружали свой стяг над ее оплотом и святыней, над Кремлём. И не было дня во всей моей жизни страшнее этого дня, - видит Бог, воистину так! ...ночью, оставшись один, будучи от природы весьма несклонен к слезам, наконец заплакал и плакал такими страшными и обильными слезами, которых я даже и представить себе не мог".
А вот как встретила революцию Надежда Мандельштам:
"Нас (группу молодых художников. - О.) забрасывали грудами дешёвых киевских роз, и мы выходили из театра с огромными охапками ... Нас занимали то театральными постановками, то плакатами и нам казалось, что жизнь играет и кипит ...мой табунок был левее левого. Мальчишки обожали "Левый марш" Маяковского, и никто не сомневался, что вместо сердца у него барабан. Мы орали, а не говорили, и очень гордились, что нам иногда выдают ночные пропуска и мы ходим по улицам в запретные часы".
Бунин в Москве плакал, а Мандельштам в Киеве смеялась.
Потом как известно, Мандельштам замечательно ладил с советской властью, товарился по спецкарточкам итд. Советский поэт par excellence.
no subject
Date: 2009-11-05 12:13 pm (UTC)Лично у меня язык не поворачивается называть Мандельштама "советским поэтом". В его стихах мало идеологии, в советскую литературу он явно "не вписался". Есть некое культурное пространство - условно говоря, от Пушкина до наших дней. Мандельштам - часть этого пространства. Багрицкий, Маяковский - безусловно тоже. Русскую поэзию 20 века без Маяковского представить невозможно. Кроме того, что это замечательный поэт, он еще был весьма активным человеком, общался с очень многими людьми, повлиял на очень многих, был хорошим организатором - издавал журнал ("Леф") и т.д. В отличие, кстати, от Мандельштама, который при советской власти издавался мало, а после смерти был надолго забыт.
Что касается тех или иных реакций конкретных людей на конкретные события - ну так все мы живые люди, что тут еще скажешь. Насчет конкретно Бунина - так ему вроде никто не угодил вообще, он в своих воспоминаниях всех построил (http://community.livejournal.com/silver_age/29770.html) Думаю, нем брать с него пример не стоит.
no subject
Date: 2009-11-05 12:01 pm (UTC)no subject
Date: 2009-11-05 12:16 pm (UTC)no subject
Date: 2009-11-05 12:27 pm (UTC)no subject
Date: 2009-11-05 12:38 pm (UTC)Но если в вашем тексте заменить "Мандельштам" на "С. Есенин", "А. Толстой", "К. Симонов" или "С. Михалков" - то можно согласиться (с некоторой поправкой на ваш максимализм). Тем не менее, все указанные граждане (и даже С. Михалков) являются частью русской культуры, вне зависимости от тех гадостей, которые они в жизни делали.
Что ж будет памятью поэта?
Мундир?.. Не может быть!.. Грехи?..
Они оброк другого света...
Стихи, друзья мои, стихи!..
(А. Полежаев)